Когда-то попалась мне на глаза мега-ревьха на мой любимый альбом швейцарцев "Grin", а вот как раз недавно вспомнил о ней, да на нонейме ссылочка померла... Но упорные поиски все же дали результат, рецензия нашлась. Дабы больше не искать (да и другим наверняка будет интересно) - публикую ее здесь.
01. Dream Path
02. The Lethargic Age
03. Internal Conflicts
04. Caveat (To The Coming)
05. Serpent Moves
06. Status: Still Thinking
07. Theme For Silence
08. Paralized, Mesmerized
09. Grin (Nails Hurt)
10. Host
Tommy T. Baron (Tommy Vetterli) - guitars and guitar synth
Kent Smith - add. synthesizer
Paul Degalyer - add. vocals on 9
Вспоминая о знаковых альбомах в истории металлической музыки, мы никак не можем обойти вниманием "Ухмылку" СЛЕДОВАТЕЛЯ ПО ДЕЛАМ, СВЯЗАННЫМ С НАСИЛЬСТВЕННОЙ СМЕРТЬЮ… Мы не особые доки в прогрессивном музыкотворчестве, но настаиваем на том, что "Grin" необходимо вписать золотыми буквами в фонд тяжёлого прогрессива.
Появившись в 1993 году, этот альбом не произвёл никакого фурора – музыканты CORONER, по мнению тогдашнего (и, кстати, теперешнего тоже) большинства, никогда не входили в высшую лигу трэшмэйкеров, да и время было неподходящее для детального разбора очередных thrash-достижений европейской музыкальной мысли. Критики отметили нестандартность подхода, попытки поиска свежих решений, но этого было недостаточно… тем же самым выделялись DREAM THEATER, MEKONG DELTA, FATES WARNING, и даже, наверное, QUEENSRŸCHE. Правда, первые ориентировались на более мягкую подачу сложных наработок (и вполне заслуженно добились на этом фронте небывалых успехов), вторые и третьи уныло ковырялись на задворках публичного интереса и замкнулись в самих себе (что в итоге не пошло на пользу группам), а QUEENSRŸCHE использовали прог-идеи достаточно осмотрительно, не в ущерб своей музыкальной общедоступности.
CORONER пошли своим путём: они пустили побоку откровенно коммерческие ходы (их попросту нет на этом альбоме) и избежали голого экспериментаторства. В итоге получился альбом, совмещающий в себе два принципа – сложность музыкального материала и непривычную лёгкость восприятия оного. Такое совмещение всегда делает честь прог-роковым и прог-металлическим группами, но случается в единичных случаях… поэтому мы и упомянули о необходимости золотых букв.
Этно-зарисовка "Dream Path" – перкуссия, диджериду и chimes… с первой минуты становится понятно, что прямолинейной трэш-мясорубки здесь не ожидается. "Летаргическая Эпоха (The Lethargic Age)" начинается с ломаного ритма и гитарных риффов на увеличенных интервалах… вкрадчиво-настойчивая бас-гитара ведёт свою независимую партию. Учтя тот факт, что CORONER никогда не были радетелями сдвоенных гитар, нужно оценить красоту такого композиционного решения – оригинальной полиритмии и нестандартных гармонических решений. Причём, что очень важно, внимание стоит обратить и на контраст между сложными гитарно-басовыми раскладами и относительно простыми барабанными партиями – таким образом музыканты подчёркивают композиционную изящность пьесы. В дальнейшем, на протяжении альбома, подобные ходы применяются музыкантами неоднократно, и фактически образуют собственное лицо альбома.
"Внутренние Конфликты (Internal Conflicts)" разгоняют альбом до вполне бодрых скоростей… гитарная партия проработана просто безупречно – минимумом выразительных средств (увеличенные и уменьшенные интервалы) создаётся напряжение, которое разрешается в чрезвычайно эффектно звучащем соло. Внутри всем привычных 4/4-тей музыканты чувствуют себя непривычно свободно… а собственно степень свободы определяется двумя сопряжёнными умениями: грамотным смещением акцентов внутри тактов и грамотным чередованием различных вариантов смещений сильных долей. К примеру, барабанщик "кладёт" рабочий не только на разные доли такта, но и между долями – на восьмушки… резкие переходы от таких ритмических рисунков к эффектному и прямолинейному двухбочечному биту звучат весьма свежо и вкусно. Для остроты ощущений трэк дополнен несколькими очень уместными звуковыми эффектами… а гитарное соло – это отдельная тема. Такие соло не придумываются – это само вдохновение. Точка. Особую роль в таких случаях играет не только исполнительское мастерство музыканта, но и чутьё звукорежиссёра, который в ходе студийной сессии должен "поймать" настроение ещё не готового трэка и (иногда) подсказать музыканту наилучшее возможное решение… ответствуем, что в случае с гитарным соло в "Internal Conflicts" всё получилось идеальным образом. Кстати сказать, обращаем внимание читателя на особую технику гитариста, Томми Веттерли, в исполнении свипов – даже на самых высоких скоростях они звучат чисто, легко и очень "расслабленно". Веттерли учился играть их самостоятельно, но с самого детства; ответствуем, что результат превосходит все ожидания.
"Caveat (To The Coming)" – психотичное начало на 2 триольные четверти с детскими голосами плавно перетекает в монотонно "елозящий" гитарный двухчетвертной рифф на одной струне… а в припеве CORONER демонстрирует 6/4. Красивый и снова вкрадчиво-настойчивый бас переплетается с гитарными "картошками" (целыми нотами), заряженными под красивые звуковые эффекты. Гитарное соло выполнено в духе раннего Сатриани – и по манере ("закрученный" сюжет), и по звучанию. А так – печальный, безысходный, уходящий в никуда трэк…
"Serpent Moves" напоминает движение гюрзы по раскалённому песку летней пустыни. Острые, точечные стаккато-риффы с паузами вперемешку с диссонантными lick'ами на толстых струнах создают нервную, даже агрессивную, атмосферу. И очень "в тему" используются искажённые голоса на бэкграунде… Там, где гитара берёт паузы и большинство групп оставило бы барабаны с воркующим басом, CORONER по факту оставил только барабаны (бас отмечается только на бочках). Внимание на этот факт можно вообще не обратить, но именно из таких мелочей складывается собственный саунд альбома… Второй куплет сменяется ещё одним вдохновенным соло с едва уловимым восточным колоритом, "нанизанным" на 7/8 гитарного риффа. Лёгкая передышка – и чередование квадратов по 6/8 и 7/8; сбивки, которые с точки зрения композиционного смысла трэка всегда звучат на долю раньше, раскачивают концовку… лёгкий флэнджер на гитаре усугубляет кривизну финала… всё.
"Status: Still Thinking" начинается подобно заправскому KING CRIMSON… однако протяжные гитарные "брожения" по полутонам, сменяющиеся отрывистым и по-тихому агрессивным риффом, сдувают весь налёт классической прог-роковости. "Гуляющие" внутри квадратов сильные доли подчёркивают психоделический настрой гитарного лейтмотива. А трэк вообще, при всех своих ритмических мудрёностях, звучит очень целостно. Концовка может быть отхарактеризована всякими перкусионными "специями" на маракасах, бонгах и октобанах.
К сведению читателя: если верить откровениям самих авторов, то в процессе записи альбом барабанщик неоднократно бился на кулаках с гитаристом, доказывая свою правоту касаемо исполнительской техники – вот уж не думали мы, что прогрессив требует жэртв.
Полутораминутная и снова этно-ориентированная "Theme For Silence" логично "вытекает" из предыдущего трэка… недлинное расслабление перед концовкой альбома.
"Обездвиженный, Зачарованный (Paralized, Mesmerized)" – медленный и снова психоделичный 8-минутный трэк с запоминающимся лейтмотивом и относительно нехитрым, но всё же кривым, риффом. Томми образцово управился как со звукоизвлечением, так и с навевающими заунывную депрессию полутоновыми гармоническими построениями. С учётом умений барабанщика, Марки Эдельманна, всяко-разно двигать сильные доли по ходу квадратов, слушать перекрещивающиеся темы становится просто интересно. Трэк вполне достоин звания классики прогрессивного thrash metal, и качеством своим нисколько не уступает, например, трудам апологетов прогрессивного трэша в лице те же WATCHTOWER.
"Grin (Nails Hurt)" – это бессмертная классика CORONER, один из лучших трэков за всю историю группы… Всю композицию условно можно разделить на две части – первую/медленную и вторую/быструю. Первая часть заполнена вокалом, и может являться образцом того, как из нескольких самых обычных на слух компонентов можно скомплектовать шикарный трэк. Песня начинается с кривой гитарно-барабанной дуэли, в которой бас успевает только бочке подыгрывать… затем всё становится крайне аскетично: "palm-muted"-рифф на гитаре и медленный прямой двухчетвертной бит. Сдвоенные бочки на вторых половинах куплетов звучат весьма удачно – сказывается контраст между ними и общим медленным темпом трэка. Припев же наоборот – с самого начала впадает в нестандартный размер… второй раз к нему добавляется воздушная синтезаторная подложка – атмосфера накаляется… барабанные брэйки (то бишь роллы)… неразрешённые трезвучия на гитаре… и песня срывается с места в карьер.
Решение, придуманное швейцарцами, насколько мы помним, не имеет аналогов в истории thrash metal. Тупой "резаный" двухчетвертной барабанный паттерн и всего лишь чуть-чуть более мудрёный гитарный рифф – на такую фигню доселе отваживались лишь начинающие трэш-коллективы, да и то, в основном, на репетициях. Так или иначе, но в случае с титульным трэком данного альбома, такой вариант развития событий помимо оригинальности, отличается ещё и завидной "вкусностью" при всей своей предельной простоте. Это называется "рука мастера"… Вокала на второй части трэка, конечно же, нет. И всё очень бескомпромиссно.
Позволим себе сказать несколько слов про позднейшую переработку "Grin (Nails Hurt)", которую можно услышать на прощальном безымянном релизе CORONER, вышедшем в 1995 году. Она называется No Religion Remix, и являет собой очередную грань таланта швейцарского трио – великолепное метал-техно. Автором идеи выступил Марки, а воплотить её в альбом помог неизвестный нам спец по клубной музыке. Песня стала быстрой, насытилась различными звуковыми эффектами и более разноплановой перкуссией, а в итоге вполне сойдёт за реальный клубный хит. На вокале парням помог Пол ДеГолье, в котором очень немногие из вас смогут вспомнить вокалиста неудавшейся флорицкой death-metal-группы RESURRECTION.
Заключительный опус "Host" – самый нестандартный трэк альбома, в котором CORONER демонстрируют, что не трэшем единым живы трэшеры… он – одна из причин, по которой группа в конце своей карьеры относительно редко выступала вживую, ибо втроём реализовать это на сцене – согласны, практически нереально. Мы говорим об очищенном от всяких иных влияний тяжёлом прогрессивном роке, вобравшем в себя целый сонм различных звуков, призвуков и отзвуков. На тянучий, вязкий бас-гитарный каркас (барабанщик по большей части ограничился "цыканьем" по закрытому хэту) нанизываются отстранённые монологи вокалиста, стенания приглашённой джазовой вокалистки, техноидная секвенция, флажолеты, призрачные акустическо-гитарные аккорды… Риффы в этой сложносочинённой системе обладают эпизодическим характером: они как бы врезаются в музыку, оставляют свой след в сознании слушателя, и резко исчезают – чтобы вскоре вновь обнаружить себя. Если верить вокалисту, то "это растёт… это потеет… это горит… это живёт" по далеко не самым привычным схемам, собранным из ненормальной ритмики и покорёженных гармоний. А вот начиная с 5-ой минуты, тема приобретает очень красивое меланхоличное развитие, в котором отлично спела та самая вокалистка, и, уходя в себя до самого натурального короткого замыкания, постепенно затихает… альбом заканчивается жужжанием то ли пчёл, то ли мух – короче, чего-то насекомого.
Отдельную обойму необходимо уделить вокальной части альбома. Эксперименты с "примоченным" голосом редко бывают безусловно удачными в металлической музыке… общеизвестно, что вокал – это весьма тонкая и нежная материя. Но нам снова приходится констатировать: CORONER и на этом фронте смогли добиться более, чем впечатляющих результатов. На протяжении всего альбома голос басиста Рона Ройса пропущен через различные эффекты, важнейшим из которых является distrotion; единственно – не стоит полагать, что Рон исходит на гроулинг и скриминг… из басистого горла по большей части в примочку попадал довольно агрессивный, кричащий речитатив. Такая манера пения отчасти обусловлена текстами, которые (вроде бы) писал барабанщек Эдельманн: рваные, зачастую – абстрактные, строки, ни внутри, ни между которых не получается найти ни грамма оптимизма. Безысходность, депрессия и отсутствие света в конце тоннеля… Кроме основного вокала, к началу студийной сессии музыканты насэмплировали гору всяких посторонних голосов, которые были запущены в "тяжёлую ротацию" на протяжении всех 58 минут звучания "Grin". Из них фанатами группы достоверно определён только голос Билла Пэкстона (Bill Paxton) из "Чужих", фраза которого очень уместно вписалась в начало трэка "Internal Conflicts".
Вот таким мы слышим этот альбом – вне всяких сомнений, лучшую запись легендарной группы. CORONER, в составе которого к моменту окончания записи назрели серьёзные противоречия, перестал существовать как единое целое уже к 1995 году… а может, и ещё раньше. Уйти на творческом пике – что может быть лучше? Следующий, прощальный и безымянный альбом 1995 года, создавался в сложных условиях: издатель группы, Noise Records, не смог обеспечить "Ухмылке" ни нормального промоушна (на что были объективные причины, в частности – 1993 год), ни концертной раскрутки. Марки Эдельманн стал серьёзно заниматься техно-музыкой и всяким кислотным хип-хапом (мы всё в толк взять не могём: отчего талантливых барабанщиков сносит в синтетические области? Мик Харрис вот тоже не удержался… пусть и давно это было), и трэк 1995 года "Grin (No Religion Remix)" подтверждает это. Новые трэки для последнего альбома ("Favourite Game", "Shifter" и "Golden Cashmere Sleeper, Part I") отбарабанил ренегат из MEKONG DELTA – Петер Хаас… Рон Ройс решил оставить занятия музыкой, а Веттерли постригся, и после прощального турне группы в 1996 году собрал свой состав – CLOCKWORK (в нём можно было обнаружить его брата – Криса Веттерли, а также того самого Хааса), а также приобщился к Воину Фоме и его APOLLYON'S SUN. Оба проекта не понесли никаких заметных успехов… участие Веттерли в работе над альбомом KREATOR "Outcast" также оказалось, на наш взгляд, не совсем удачным – мощнейший потенциал Томми как соло-гитариста не раскрыт на этом релизе… так получилось, что Милле пригласил Веттерли уже на студийную работу, когда песни были написаны и отрепетированы. Для грамотных соло в них просто не нашлось места.
В настоящее время нам лишь известно, что воссоединения CORONER в обозримом будущем ожидать не следует… да, честно говоря, не очень-то и хочется – слишком уж неотразима "Ухмылка" СЛЕДОВАТЕЛЯ.
10+/10.
Dark Path To Forest Realmз.ы. Прежде всего хотелось бы выразить глубочайшую признательность автору сего монументального труда, скрывающемуся под ником "121"
Я не музыкант, так что никогда бы не смог так скрупулезно подойти к вопросу.
Позволю себе лишь одну поправку: Grin (No Religion remix) с альбома 1995 года - это ремикс, сделанный группой No Religion (собственно поэтому он так и называется), а конкретно - ее лидером Paolo Fedrigoli (это он "неизвестный спец по клубной музыке").